Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Причины и виды речевых нарушений

Дата: 6 декабря 2021 в 12:24, Обновлено 11 января в 10:58

Причины и виды речевых нарушений:

        Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

- внутриутробная патология;

- наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

- неблагоприятные роды и их последствия;

- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

- ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

- малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

- ребенок перенес стресс или испуг. 

В ПКПП зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

-фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;

-нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.

-НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

-один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

-сложные звуки заменяются простыми;

-наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

§                    Формирование произносительных навыков;

§                    Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

§                    Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;

§                    Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;

§                    Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;

§                    Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-дефектолога, педагога-психолога;

Выполнять назначения невролога;

Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

ДИЗАРТРИЯ – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

 Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

          Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

                       Не подлежат приёму в ПКПП дети с заключением:

 «общее недоразвитие речи»;

 «задержка психического развития»;

 «заикание»

          Поэтому,  родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-дефектолог даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения. 

          Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

 Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

-выполнять все рекомендации дефектолога;

-выполнять лечение, назначенное неврологом;

-обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

-осуществлять контроль за речью ребенка.

            А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

-ошибки на письме и при чтении;

-снижение самооценки;

-конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

                                           Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

 Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

                                                Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";

 – выдох происходит плавно, а не толчками;

 – во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

 – во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

 – выдыхать следует, пока не закончится воздух;

 – во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

                 Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

            Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 10)»,  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково» и т. д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.