Что такое ПКПП?
Пункт коррекционно-педагогической помощи (сокращенно «ПКПП») – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.
Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-дефектолог мог заниматься с детьми не только во время их свободной деятельности, но и не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Каких детей берут в ПКПП?
В логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.
В логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В ПКПП зачисляются дети старших групп.
Все остальные, нуждающиеся в помощи дефектолога, ставятся на очередь (резерв).
Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если в ПКПП работает не один дефектолог, а два.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть в ПКПП?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР
- НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
В каком режиме проходят занятия в ПКПП?
Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития проводятся в период с 16 сентября по 25 мая. Фронтальные (с подгруппой детей) – 2 раза в неделю, индивидуальные занятия – 1 или 2 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия в ПКПП длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.
Поэтому с ПКПП в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди (резерве).
Таким образом, ПКПП в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей дефектологу очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации дефектолога, регулярно посещать консультации со специалистом, прорабатывать совместно с ребёнком полученный материал для закрепления, который выдаётся один раз в неделю в тетради. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребёнка.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
-подготовительный,
-постановка звука,
-автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
-этап дифференциации.
I.Подготовительный этап.
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
III. Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации.
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.